Фильмы Владимира Басова: актерские и режиссерские работы
В 1952 году Басов закончил ВГИК. Он был одним из лучших выпускников года, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов и сам попробовал себя в режиссуре: экранизировал спектакль Театра-студии киноактера «Нахлебник», снял ленту «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа». Этот фильм принес Владимиру Басову успех. «Школа мужества» заняла десятое место в рейтинге советских фильмов по кассовым сборам за 1954 год и получила приз кинофестиваля в Карловых Варах.
В следующие несколько лет он много снимал на «Мосфильме», вышли его картины «Крушение эмирата» и «Первые радости». Критики относились к творчеству начинающего режиссера сдержанно, а его картины называли проходными. В 1960 году Басова пригласили доснять картину «Битва в пути» по одноименному роману Галины Николаевой. Режиссер ленты Захар Аграненко внезапно скончался, а фильм необходимо было закончить. Басов подошел к работе над картиной ответственно — он внимательно изучил сценарий «Битвы в пути» и решил изменить его слабые места. В этому ему помогла Галина Николаева. Съемочная группа отметила требовательность режиссера: некоторые моменты своих картин Басов переснимал по несколько раз, советовал актерам больше репетировать, оттачивать движения и мимику.
Усилия Владимира Басова не пропали даром. Экранизация «Битвы в пути» Галины Николаевой вышла в кинопрокат в 1961 году и прославила режиссера. В СССР ее посмотрело больше 40 миллионов человек. В дальнейшем Басов часто брался за экранизации: в 1960-х годах он снял «Тишину» по одноименному роману Юрия Бондаря, «Гранатовый браслет» по повести Александра Куприна и «Метель» по «Повестям Белкина» Александра Пушкина.
Биография Владимира Басова
Владимир Басов – знаменитый советский актер, кинорежиссер и сценарист. Широкому зрителю Владимир Павлович известен в первую очередь как комедийный актер второго плана. И это вполне заслуженно, ведь на его счету числятся ставшие поистине народными образы, например, такие как милиционер из новеллы Гайдая «Напарник», или же любимые всеми трикстеры из детских сказок – Дуремар, Волк, Принц Лимон, Стамп и другие, не менее харизматичные, персонажи.
На фото: Владимир Павлович Басов
При этом каждый, формально отрицательный или характерный, герой в его исполнении неизменно вызывал у зрителей симпатию – конечно, всё благодаря обаянию этого прекрасного артиста с хрипловатым голосом и доброй улыбкой. Ведь так играть мог и, правда, только он – обладающий несуразным, в общем-то, для актера телосложением, высокий и худощавый, но такой обаятельный и неповторимый – Владимир Басов!
Владимир Басов. Обаятельный и неповторимый
В фильмографии этого многогранного артиста есть также множество «серьезных» работ, в том числе и режиссерских. Его персонажами становились преданные делу разведчики («Щит и меч»), офицеры белой армии («Дни Турбиных»), фронтовики («Тишина») и даже пушкинские герои («Метель»)…
Владимир Басов – актер
За свою жизнь Басов снялся в более чем 90 фильмах. Он прекрасно мог сыграть и в комедийном жанре, и в классических экранизациях, и в исторических, героических картинах. Его полюбили не только взрослые, но и дети. Он превосходно сыграл и Дуремара, и Серого Волка, и Стампа, сделав их более запоминающимися положительных персонажей.
Басов сразу запомнился и полюбился зрителю своим талантом и харизмой, несмотря на то, что играл в основном небольшие или эпизодические роли. Помимо драматической роли в «Днях Турбиных» и комедийной – у Гайдая, другой знаменитый образ был воплощен им в лирическом фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где он сыграл уборщика в квартире знаменитого писателя, под видом своего начальника, разглагольствующего о литературе перед пришедшими гостями.
Владимир Басов в картине «Я шагаю по Москве»
Даже комедийный образ в его исполнении приобретал отнюдь не радужные оттенки – в его героях всегда было так называемое «двойное дно», тяга к фарсу и клоунаде, в которой при этом угадывалось что-то трагическое. Вероятно, это было и в самом характере Басова, который, как и всякий большой артист, вкладывал в свои роли частицу самого себя. Шут – фигура совсем не комическая, он, как мы знаем еще по Шекспиру, персонаж другого жанра.
Владимир Басов в роли Дуремара из «Приключений Буратино»
Именно поэтому удивительно органично смотрелся Басов в экранизации булгаковского «Бега», гениально поставленного Аловым и Наумовым, в роли «короля тараканьих бегов» Артура – талантливого дельца, сумевшего в трудные для всех времена зарабатывать деньги на таком абсурдном поприще.
Владимир Басов в фильме «Бег»
Личная жизнь
На первый взгляд, актёр не обладал выдающейся мужской красотой. Но он был наделён неподражаемой харизмой, неотразимым обаянием, артистизмом, острым умом, великолепным красноречием. Басов достаточно зарабатывал, чтобы позволить себе менять автомобили. Он изысканно одевался, курил дорогие сигареты. И необычайно привлекал женщин – на зависть и удивление другим мужчинам, которым было сложно осознать конкурентные преимущества Владимира Павловича.
Артист был трижды женат. И чем старше он становился, тем моложе и красивее у него были жёны. Первой его супругой стала актриса Роза Макагонова (1927 – 1995), которая была на 4 года младше Басова. Они познакомились в студенческие годы во время учёбы во ВГИКе и в 1949 г. поженились. Начинающий режиссёр очень любил свою жену, давал ей роли в своих фильмах. Она снялась в его кинолентах «Школа мужества», «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето».
Однако Роза не пылала к мужу сильными чувствами, проявляя к нему лишь заботу и уважение. Детей в семье не было. В 1957 г. спустя 8 лет супружеской жизни он расстались. Прощание сопровождалось скандалом. Когда Басов со своими вещами покидал их совместное жильё, Макагонова швырнула в него раскладушкой. Не растерявшись, он забрал этот предмет с собой. Позже бывшие супруги помирились и сохранили дружеские отношения. Когда Басов был болен, Роза навещала его в больнице.
В 1957 г. на съёмках фильма «Случай на шахте восемь» режиссёр познакомился с красавицей Натальей Фатеевой (р. 1934), которая на 11 лет моложе его. В 1958 г. 35-летний Владимир Павлович женился на ней. В следующем 1959 г. в их союзе родился сын Владимир Басов – младший, который пошёл по стопам отца и уже подростком дебютировал в фильме «Москва – Кассиопея» (1973). В 1981 г. он окончил курс Сергея Бондарчука во ВГИКе и активно проявил себя как актёр, режиссёр и продюсер.
Фатеева любила знаменитого супруга. Она носила ему термосы с едой на съёмочную площадку. Её восхищала его творческая одержимость и энергетика. Но молодой жене приходилось терпеть его пристрастие к алкоголю. Режиссёр постоянно изводил красивую актрису безудержной ревностью. В конце концов, Наталья не выдержала, и в 1961 г. они развелись. Артистка не желала больше видеть бывшего мужа и не хотела, чтобы он общался с сыном. Но всё же Басов-старший не терял с ним связь.
В драме Владимира Басова «Время и семья Конвей» (1984) отец с сыном сыграли Эрнеста Бивера: Басов-младший исполнил роль Бивера в молодости, а Басов-старший – его же 20 лет спустя. Примечательно, что в этой уникальной киноработе сыграли и другие звёздные родители с детьми: Евгений и Андрей Леоновы, Олег и Антон Табаковы, Ростислав и Игорь Янковские, Ирина Скобцева и её дочь Алёна Сергеевна Бондарчук и другие звёздные семьи.
Свою третью любовь режиссёр встретил на пробах драмы «Метель» (1964). Юная Валентина Титова (р. 1942), которая на 19 лет моложе его, так понравилась Басову, что он через Министерство культуры добился её утверждения на главную роль. Во время съёмок он проявлял к ней столько внимания, что её сердце не смогло устоять. Несмотря на разницу в возрасте, в 1964 г. они поженились. В 1965 г. у них родился сын Александр, а в 1969 г. – дочь Елизавета.
Режиссёр активно снимал жену в своих фильмах, помимо которых у неё были и другие кинопроекты. Но для юной актрисы на первом месте стояла карьера, а не муж. На съёмках драмы Игоря Таланкина «Отец Сергий» (1978) она познакомилась с оператором Георгием Рербергом (1937 – 1999), который был на 5 лет старше её. И в 1978 г. после 14 лет совместной жизни 36-летняя актриса покинула 55-летнего Басова, уйдя к более молодому возлюбленному.
Владимир Павлович надеялся, что Титова вернётся к нему, но этого не последовало. Не желая отдавать ей детей, он отсудил у бывшей супруги право их воспитывать – наследники Басова остались с ним. Сын Александр пошёл по стопам отца и стал режиссёром. Дочь, решив стать балериной, не смогла поступить училище Большого театра, поэтому окончила Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Позже она вышла замуж за грека и уехала с ним во Францию, живёт в Париже.
Ришат Тухваттулин сейчас
Ришат Тухватуллин дает по 150 выступлений в год. Его концертный график расписан буквально по дням. Певец продолжает гастролировать на просторах России, а также старается популяризировать татаро-башкирские песни в ближнем и дальнем зарубежье.
Артист уже обзавелся своей студией, где записывает композиции для нового альбома. Он сотрудничает с именитыми татарскими композиторами, а некоторые песни для Ришата написала его мама.
Певец со своими родителями
Также Ришат Тухватуллин активно занимается благотворительностью. Он передает часть заработанных денег на лечение тяжелобольных детей. Также он оказывает материальную помощь детсаду и школе, в которых когда-то сам учился.
Односельчане гордятся своим известным земляком. Летом Ришат старается заглянуть в родные края, чтобы хоть немного отдохнуть на лоне живописной природы. Помимо отдыха, он обязательно проводит несколько бесплатных концертов для жителей деревни. На его выступления собирается практически все село, от мала до велика, чтобы услышать удивительно красивый голос Ришата Тухватуллина.
Ришат Тухватуллин после очередного концерта
Личная жизнь Ришата Тухватуллина
«Татарский соловей», как называют Ришата в музыкальных кругах, просто не может не нравится девушкам. Ведь парень помимо отличных вокальных данных, обладает довольно незаурядной внешностью.
Чтобы быть в отличной физической форме, Тухватуллин в свободное время занимается в спортзале. Также он с удовольствием играет в футбол и волейбол. А иногда не прочь выйти на корт с ракеткой.
Певец не курит и не употребляет спиртные напитки, старается правильно питаться. Хотя, по признанию артиста, с его плотным гастрольным графиком, очень трудно придерживаться рационального и диетического питания.
Некоторое время назад он заинтриговал своих поклонников, опубликовав в своем Инстаграм фото с девушкой в подвенечном платье. Все решили, что певец сыграл свадьбу, а на снимке изображена жена Ришата Тухватуллина.
Однако как оказалось, это была не жена, а сестра исполнителя Айгуль, и фото было именно с ее свадьбы.
Певец на свадьбе сестры
Артисту то и дело приписывают романы с первыми красавицами татарской эстрады. Ходили слухи, что Ришат встречается с Алией Карачуриной. Все из-за того, что он пел дуэтом с этой девушкой. Их композиция получились настолько чувственной и романтичной, что все подумали, что между исполнителями и впрямь любовь.
Ришат Тухватуллин и Алия Карачурина
Чуть позже появились слухи о его романе с Гульназ Асаевой, с которой Ришат также записал совместную песню.
На самом деле Ришат сейчас занят исключительно построением своей певческой карьеры. Его концертный график расписан на месяцы вперед, поэтому дела сердечные отошли на второй план.
Печальный уход
Вечно переживающий за все актер перенес несколько инсультов и инфарктов. Сердце Басова было изношено из-за его повышенной тревожности.
Ходили слухи, что уход жён Владимир Павлович заливал водкой, но дети не помнят его в нетрезвом состоянии.
Причиной скоропостижного ухода актера и режиссера стал очередной инсульт, от которого он так и не оправился. До последних дней Басов продолжал исступлённо работать над своей последней картиной «Мышеловка», снятой по роману А. Кристи. Доделать фильм артист не успел, но преданные коллеги сделали это в память о нем.
В сентябре 1987 гола сердце мастера остановилось. Ему было 64 года.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Последние годы и смерть
В 1980-х годах слабое здоровье Басова не позволило ему снимать фильмы так же плодотворно, как раньше. В 1981 году он вернулся в режиссуру после пятилетнего перерыва с экранизацией романа Юрия Скопа «Техника безопасности» под названием «Факты минувшего дня». В картине поднимались важные экономические проблемы: организация труда на предприятии, рост производства. За этот фильм Басов был удостоен Государственной премии РСФСР и получил звание народного артиста СССР.
В 1983 году у Владимира Басова случился инсульт, из-за которого полгода он был парализован. Несмотря на тяжелую болезнь, спустя год режиссер снял фильм «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе английского драматурга Джона Пристли, а в 1986 году — свою последнюю картину «Семь криков в океане». Над этими фильмами режиссер работал совместно со своим сыном Владимиром Басовым-младшим.
После перенесенного инсульта Владимир Павлович стал передвигаться с палочкой, он быстро уставал и его самочувствие резко ухудшалось. Однако актер по-прежнему ездил на студию, где для него сочинили должность «режиссера-консультанта». И Басов активно работал на новом месте, не давая никому ни единого повода видеть в нем инвалида. Регулярно, преодолевая физические страдания и боль, — у Владимира Павловича немели ноги и отказывали руки — он продолжал ходить на службу. Его новой работой стала лента «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе Пристли. В жизни Басова это был последний триумф, вскоре пришла частичная парализация — Владимир Павлович не чувствовал более одну руку и одну ногу. Отныне он был вынужден почти все время лежать в постели. Хозяйство ему помогала вести домработница и все та же Титова, которая приходила убирать квартиру. Скончался Владимир Басов 17 сентября 1987. Сын Александр писал: «Отец тяжелейшим образом переживал неподвижность — немощь для него была подлинной трагедией. Он всегда любил движение, летал, а не ходил. Второй инсульт произошел с ним в ванной — он пошел бриться, что также делал всегда сам, несмотря на то, что руки его практически не слушались. Он решительно отметал всякие попытки помощи — до последнего момента жизни отец желал оставаться мужчиной. Он приступил к бритью и внезапно начал падать. Я подхватил его, и он умер на моих руках».
Умер Владимир Басов 17 сентября 1987 года в Москве. Причиной его смерти стал второй инсульт. Похоронили знаменитого режиссера на Кунцевском кладбище.
Ранние годы
Виват Басов — псевдоним талантливого артиста, настоящее имя которого, предположительно, Ришат Кунбасов. Дата его рождения и знак зодиака неизвестны. Он вырос во многодетной семье в Казахстане, где его родители воспитывали семерых детей. Виват и его близнец-сестра являлись самыми младшими в семье.
С раннего детства Виват увлекался музыкой и поэзией, в 13 лет он начал писать свои первые стихи. Часто посещал местный клуб, мечтая о сцене и славе. Виват начал работать рано, чтобы помочь своей семье. Не боялся трудностей и находил утешение в музыке. Долгое время он прожил в Усть-Каменогорске, а затем переехал в Москву из-за болезни своей матери, к которой он испытывал огромную любовь.
Образование и режиссёрская деятельность
Вернувшись к мирной жизни, в 1947 г. фронтовик стал студентом режиссёрского факультета ВГИКа, обучаясь на курсе Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Одновременно с учёбой в 1950 – 1952 гг. он работал ассистентом режиссёра. В 1952 г. Басов окончил вуз и был принят в киностудию «Мосфильм» в качестве режиссёра. Его дебютной работой стал телеспектакль «Нахлебник» (1953), поставленный им в Театре-студии киноактёра совместно с Борисом Лифановым и Мстиславом Корчагиным.
В 1954 г. вышла лента «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара, которую режиссёр начал снимать вместе с Мстиславом Корчагиным (1922 – 1953). Но его коллега погиб в авиакатастрофе, и Басову пришлось заканчивать кинокартину самостоятельно. Драма была признана лучшим воспитательным фильмом и получила премию кинофестиваля в Карловых Варах. Здесь сыграла первая жена режиссёра Роза Макагонова, дебютировали Леонид Харитонов, Юрий Катин-Ярцев и Ролан Быков.
Затем последовали фильмы «Первые радости» (1956), «Случай на шахте восемь» (1957), «Золотой дом» (1959), «Битва в пути» (1961) и др. В 1958 г. вышла драма «Жизнь прошла мимо» о жизни вора-рецидивиста Акулы, который сбежал из колонии и хочет вновь заняться воровством, но его прежние подельники больше не желают возвращаться к своему тёмному прошлому. В 1964 г. состоялась премьера драмы «Тишина». Этот фильм получил главный приз I Всесоюзного кинофестиваля.
В том же году зрители увидели экранизацию повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель». Перед самым началом съёмок на роль Марьи Гавриловны уже была утверждена актриса. Но 41-летний режиссёр, познакомившись с 22-летней артисткой Валентиной Титовой, предложил ей перевоплотиться в этот образ. Начинающая актриса отказывалась, так как была очень загружена в театре. Тогда Басов через Министерство культуры СССР добился её утверждения на главную роль.
Во время съёмок Басов настойчиво ухаживал за понравившейся ему девушкой, и после премьеры они поженились. Находясь с ним в браке, Титова играла в кинолентах своего мужа-режиссёра: «Щит и меч» (1968), «Возвращение к жизни» (1972), «Опасный поворот» (1972), «Нейлон 100 %» (1973), «Дни Турбиных» (1976). Однако после развода Басов больше не снимал её в своих фильмах. Но талантливой актрисе это не помешало сделать успешную карьеру – в её фильмографии почти 80 киноролей.
В режиссёрской карьере Басова отдельного внимания заслуживает фильм «Щит и меч», снятый по роману Вадима Кожевникова. Кинолента стала одной из первых, где зрители увидели реальную работу разведчиков в Великой Отечественной войне без пренебрежительного изображения врагов. 4-серийный фильм имел огромный успех. На его первую часть «Без права быть собой» было продано 68,3 миллиона билетов, что поставило ленту на 8 место в рейтинге самых кассовых советских фильмов.
На главную роль капитана советской разведки Александра Белова, мастерски перевоплощающегося в обер-лейтенанта абвера Йоганна Вайса и гауптштурмфюрера СС Петера Крауса, был выбран актёр Станислав Любшин. На выбор повлияли консультанты, являющиеся реальными сотрудниками разведки. Они утверждали, что истинный секретный агент должен быть не суперменом, а иметь обычный вид. За эту роль, по опросу журнала «Советский экран», его признали лучшим актёром 1968 года.
Роль одного из главных героев Генриха Шварцкопфа – друга Йоганна Вайса – стала дебютной для начинающего актёра Олега Янковского
Сидя в ресторане во Львове, куда он с Саратовским театром приехал на гастроли, артист привлёк к себе внимание Басова, который тогда искал актёра с арийской внешностью. Владимир Павлович сказал ассистентке, что этот юноша прекрасно подошёл бы на роль, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог
Где найти артиста с таким умным лицом?».
Позже помощница режиссёра Наталья Терпсихорова встретила Янковского на «Мосфильме». Узнав, что он актёр из Саратова, она пригласила его на кинопробы. Олег, тогда ещё «необстрелянный, кинематографом не испорченный», покоряющий «обаянием непринуждённости», как вспоминал Басов, понравился режиссёру, и был утверждён на роль Генриха Шварцкопфа. Так, благодаря судьбоносной случайности, Янковский попал в кинематограф, которому позже он подарил более 80 ролей.
Басов предпочитал в фильмах стремительно развивающиеся действия. Он не терпел, когда на экране или на площадке что-то затягивалось, откладывалось. Во время создания кинолент он ощущал себя хозяином съёмочного процесса. Владимир Павлович стремился контролировать всех задействованных лиц, начиная от актёров и заканчивая младшим осветителем. Не все артисты соглашались с ним сотрудничать. В основном, он снимал своих друзей, привыкших к его стилю работы.
Детство и юность
Владимир Басов родился в 1923 году в поселке Уразово в семье учительницы и военнослужащего. Мать, дочка православного священника, родилась в Покровске. Отец Павел Басултайнен, по национальности финн, закончил Тартусский университет, был офицером, комaндиром пограничных войск. Через 8 лет после рождения сына он погиб в боях. После этого жизнь семьи изменилась.
Владимир Басов в молодости с мамой
Как вспоминал Басов, его детство – это многочисленные переезды и стрaнcтвия по стране. Жили они с матерью и в Воронеже, и на Волге, и в Курске, и в Липецке. После cмepти отца семья переехала к дяде в город Железнодорожный. Там мальчик идет сразу в 3-й класс, пропустив первый и второй. Через некоторое время Александру Ивановну назначают секретарем районной газеты Калининградской области, поэтому 4-й класс Басов заканчивал опять в другом городе. Каждый год будущий артист менял школы, но это не мешало Володе прилежно учиться и закончить 10-й класс в Москве.
В 1941 году Басов приходит во ВГИК и узнает правила приёма. Юноша твердо верил, что сможет поступить. Так бы и было, если бы планы талантливого парня не разрушила война. Басов ушел на фронт добровольцем. Говорят, что он даже исправил год рождения, чтобы подойти по возрасту.
Молодой Владимир Басов во время войны
Сначала Владимир Павлович был лейтенантом интендантской бригады и организовывал художественную самодеятельность, его ребята дали 150 концертов на передовой. Но позже судьба преподнесла сюрприз: Басова отправляют в минометную бригаду, которая совершила немало подвигов.
В феврале 1945 года парень с ранением попадает в госпиталь, но после выздоровления возвращается в строй. После войны будущий актер получил чин капитана, а за подвиги – орден Красной Звезды. Басов имел все шансы сделать блестящую карьеру военного, но отказался, мечтая совсем о другом.
Краткая биография исполнителя
Ришат появился на свет в небольшой деревне Карамалы-Губеево в Башкортостане в 1989 г. Помимо него в семье подрастал старший брат, а несколькими годами позже появилась и младшая сестренка.
Родители мальчика, хоть и косвенно, но имели отношение к миру искусства. Мама Ришата занимала должность директора местного Дома культуры, а отец работал там же звукооператором.
Ришат рос творческим ребенком. В детском саду он был завсегдатаем утренников. А будучи школьником, участвовал во всех концертах и праздниках, которые проходили в учебном заведении.
Парень не учился в музыкальной школе, он самостоятельно освоил игру на баяне, гитаре и синтезаторе.
Ришат в ранней молодости
Однако отец и мать не особо разделяли тягу сына к музыке. Они считали, что простому сельскому парню не пробиться к вершинам шоу-бизнеса. Поэтому готовили его к поступлению в технический вуз.
Но, наперекор родителям, Ришат подал документы в музыкальное училище, которое впоследствии закончил с красным дипломом. Далее он продолжил образование в Уфимской академии искусств по классу вокала.
Еще в студенческие годы, Тухватуллин начал участвовать в различных песенных конкурсах. Он пел на фестивалях «Хрустальный соловей», «Татар Моны», «Болгар Радиосы». Выступления молодого артиста не остались незамеченными. Он неоднократно становился лауреатов вокальных состязаний, а также несколько раз получал приз зрительских симпатий.
С заслуженной наградой
В 2016 г. артист выпустил свой первый альбом. В него вошли народные татарские песни, а также композиции, написанные современными татарскими и башкирскими композиторами. А два года спустя Ришат Тухватуллин уже получил звание Заслуженного артиста Республики Башкортостан.
Ришат Тухватуллин на сцене
Ухудшение здоровья и смерть
Басов долго страдал от алкогольной зависимости. Реплики Дуремара для сказки «Буратино» (1975) он записывал, находясь в психиатрической клинике на лечении от алкоголизма. Когда в 1978 г. от него ушла третья жена, актёр впал в отчаяние. Его охватила тяжёлая депрессия, появились частые боли в сердце. Он продолжал сниматься в кино, но в режиссёрской работе был простой. После выхода драмы «Дни Турбиных» (1979) зрители 5 лет ждали новый фильм «Факты минувшего дня» (1981).
В апреле 1983 г. у него случился инсульт. Артист полгода лежал парализованным без движения. Постепенно болезнь начала отступать, стала возвращаться речь. Но режиссёру так и не удалось полностью восстановиться. Он с трудом ходил, его левая рука двигалась неполноценно. В его доме количество гостей, обычно приходивших пообщаться или обратиться за помощью, заметно уменьшилось. Теперь навещать народного артиста стали только самые близкие.
Чтобы материально поддержать Басова, ему на «Мосфильме» дали постоянную ставку режиссёра-консультанта. Его последними режиссёрскими работами стали фильмы «Время и семья Конвей» (1984) и «Семь криков в океане» (1986). Будучи уже больным человеком, он сыграл в драме «Время и семья Конвей», появился в эпизодах фильмов «Через все годы» (1984) и «Золотая рыбка» (1985). Незадолго до смерти он написал сценарий детектива «Мышеловка» по пьесе Агаты Кристи.
Боли были настолько сильными, что Басов даже хотел выпить яд, чтобы облегчить страдания. Утром 17 сентября 1987 г. у него произошёл второй инсульт. Перенести его он не смог – народный артист умер прямо на глазах у сына Александра. Режиссёра похоронили в Москве на Кунцевском кладбище. На его могиле установлено скромное надгробие с изображением двух перекрещивающихся кинолент, на одной из которых написано: «Ручейки судеб людских сливаются в одно бурлящее русло…».