Что известно о личной жизни
Владимир Мулявин был женат трижды. Первый раз женился в 18 лет, его супругой стала Лидия Кармальская. Она работала вместе с Владимиром, выступала в необычном жанре – музыкальный свист. В 1961-ом Лидия родила мужу дочку Марину, в 1974 году – сына Володю.
Брак продержался недолго. Мулявин был падок на женщин, жене надоело это терпеть. Но после развода супруги сумели сохранить приятельские отношения. Лидия больше не вышла замуж, посвятила себя детям.
Жизнь сына Мулявина не сложилась. Володя стал музыкантом, успешно выступал в составе «Песняров». Все изменилось, когда руководство перешло к Вячеславу Шарапову. Тот сразу попросил молодого музыканта покинуть коллектив, не объяснив причины. Для младшего Владимира это оказалось сильнейшим стрессом, он увлекся наркотиками, от которых скончался в 2006 году.
Дочь Марина не стала связывать судьбу с музыкой. Она вышла замуж в 1979 году, у нее два сына. Марина написала мемуары об отце спустя 15 лет после его кончины.
Второй женой Мулявина стала Светлана Слизская. С ней музыканта свел поэт Александр Мстиславский. В 1976-ом Светлана родила мужу дочку Олю. Но брак оказался недолгим, супруги разошлись в 1981 году.
С третьей женой, Светланой Пенкиной, Владимир Мулявин познакомился на съемках киноленты «Хождение по мукам». В 1982 году у пары родился мальчик, которого назвали Валерий. Со Светланой Мулявин прожил до трагического финала своей жизни.
Сейчас Валерий работает в сфере организации шоу. Он благодарен родителям за счастливое детство. Когда отец попал в автомобильную аварию, сын старательно ухаживал за ним, регулярно навещал в больнице. Смерть отца Валерий воспринял очень тяжело. Чтобы ослабить депрессию, занялся наследием знаменитого родителя. Он организовал создание музея и памятников Владимиру Мулявину, устраивает концерты в честь отца, вечера памяти. У Валерия сложились хорошие отношения с сестрой Мариной.
Светлана Пенкина
В 1981-м Владимир Мулявин отправился в загс в третий раз. На этот раз музыкант женился на звезде картины «Берегите женщин» Светлане Пенкиной. С артисткой гитарист познакомился в звукозаписывающем ателье. Пенкина приехала на студию, чтобы переозвучить свои же реплики в картине «Хождение по мукам».
Через год после бракосочетания Светлана родила Владимиру сына. Мальчика назвали Валерием. Пенкина души не чаяла в малыше. Чтобы обеспечить наследнику счастливое детство, она отказалась от съемок в кино.
Звезда фильма «Берегите женщин» боготворила знаменитого супруга. При знакомстве с кем-либо представлялась: «Светлана, жена Мулявина Владимира».
Пенкина помогала Мулявину с новыми проектами, обеспечивала ему комфорт на гастролях. Пара практически никогда не ссорилась.
Светлана Пенкина в фильме «Хождение по мукам»
14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в чудовищное ДТП. В автокатастрофе звезда «Песняров» получила перелом позвоночника. Из-за травмы Владимир Георгиевич был полностью парализован. Артист много месяцев провел прикованным к больничной койке. Медики делали все возможное, чтобы поставить Мулявина на ноги, но все их старания оказались тщетными. 26 января 2003 года, легендарный «песняр» скончался – у него остановилось сердце.
Вдова Владимира Мулявина, Светлана Пенкина, скончалась через 13 лет после его похорон. Женщина несколько дней не выходила на связь, что очень встревожило ее близких. Сын Валерий решил навестить родительницу. В съемной квартире он нашел ее бездыханное тело. Официальная причина смерти — сердечный приступ.
10 апреля 2023, 13:00
Источник фото: Кадр Первый канал, Кадр Первого канала, Кадр из фильма «Хождение по мукам»
Роза Балалайкина
После распада СССР
В январе 1998 года Мулявин был смещён с должности директора ансамбля, сохранив должность худрука. На место директора назначили Владислава Мисевича. Точку в истории поставил президент Республики Беларусь, вернувший основателя коллектива на должность директора, после чего Мисевич и несколько других музыкантов ушли из группы, создав ансамбль «Белорусские песняры», а Мулявин продолжил работу с новыми музыкантами.
Приведём отрывок из интервью, данного Владимиром Мулявиным в 1996 году, когда он находился в больнице. Тогда Владимир Георгиевич переживал, что после операции вынужден был отказаться от своей вечной трубки. Корреспондент его, разумеется, о трубке и спросил.
— Насчёт моей трубки… Не уверен, что долго выдержу. Грустно без неё, как без моих ребят, кого вырастил, кому дал громкое имя. Правда, не все, кто состоял в ансамбле, являлись настоящими песнярами. Песняр, на мой взгляд, — это не только профессионализм, это образ жизни, образ мысли. Многие приходили и уходили: им было всё равно, где и что играть. Для меня одного профессионализма мало…
ВИА «Песняры». Фото: РИА Новости/ Ю. Иванов
— Так кто же являлся настоящими песнярами?
— Леонид Тышко, Леонид Борткевич, Анатолий Кашепаров — все в США. Александр Демешко и Олег Мовчан — в Москве. Володя Ткаченко сейчас работает с Финбергом. Игорь Поливода и Валерий Яшкин — светлая им память… Это настоящие мастера своего дела. Фанаты, которые могли репетировать без устали сутками. Порядочные, честные люди, очень талантливые парни.
— За прошедшие три десятилетия приходилось слышать самые разные прогнозы о судьбе «Песняров». Опытные рокмены утверждали: следующий шаг мулявинской группы — это западный шоу-бизнес. А белорусская музыкальная элита, наоборот, утверждала, что утонет Мулявин в стилизованной аутентике, так как только на этом приобрели «Песняры» мировую известность. Третьи — их было немного — никак не могли смириться, что уральский мужик смог поднять белорусскую народную песню, фольклор на такой высокий уровень, который многим и не снился! Ещё и сегодня нет-нет да и появятся в прессе глубокомудрые размышления о том, что «Песняры» изжили себя, что само их существование — нонсенс, день вчерашний.
Статья по теме
Правда ли, что песня «Беловежская пуща» долго не могла найти исполнителя?
— Подобные споры меня не волнуют. Меня волнует лишь одно: моя работа. Новые песни. Новая программа, не похожая на предыдущую. И ещё люди, которым будет интересно меня слушать.
— Каждому музыканту хотелось бы быть понятым всеми и нравиться всем — как Чарли Чаплин. И вместе с тем оставаться самим собой. Мне кажется, что вам всегда удавалось совмещать эти понятия, эти две формы существования…
— Не всегда. Многим моим почитателям я действительно мил весь, но кому-то я вообще не нравлюсь. Но основной массе людей нравлюсь! И этим я дорожу. Именно для них я живу, сочиняю, играю, пою.
Владимир Мулявин. Фото: РИА Новости/ Ю. Иванов
— После распада СССР ваш коллектив стал редким гостем в России. Не пускают?
— Что вы… Нас очень тепло принимают в России. Поступает много предложений по поводу концертов, но я себя не обременяю частыми поездками. Всё-таки у нас семьи, и мы, честно говоря, отвыкли от безумного ритма жизни, стали оседлыми и с большим удовольствием погружаемся в студийную работу. Хотя ребята наши рвутся. Они прекрасно могут и без меня обходиться, но организаторы неохотно приглашают коллектив без Мулявина.
— Ну а как же иначе, ведь вы единственный, кто находится в группе с момента её образования?
— Да, у меня уже четвёртый состав.
— Чем же вы, не любитель гастролей, зарабатываете на хлеб с маслом?
— «Песняры» — бюджетный коллектив, государство платит нам ежемесячные минимальные зарплаты — около 3,5 тысячи ваших рублей. За это мы должны отработать определённую норму — шесть концертов в месяц. Если не шиковать, жить можно. К тому же у нас есть кое-какие приработки.
— Зарплату, значит, отрабатываете на правительственных концертах?
— К сожалению. Не всегда это радует, потому что, как правило, поёшь не то, что хочешь, а то, что надо. Но, наверное, мы уже стали эмблемой Белоруссии и вынуждены нести свой крест.
Могила Мулявина на Восточном кладбище Минска. Фото: Commons.wikimedia.org/ Алексей Мошков
Музыка
Авантюрист, открытый навстречу приключениям, Мулявин, не имея запаса денег, отправился в Калининград. Пункт назначения он не выбирал заранее. Просто спрятался в грузовом отсеке под вагоном и покинул родной город. На новом месте музыкант собрал группу, в которой играл на гитаре. В коллективе он выступал вместе с новоиспеченной супругой Лидией Кармальской. 1960-е годы оказались плодотворными: Мулявин часто выступал с коллективом на концертах.
Песня «Вологда» ансамбля «Песняры»
Некоторое время он жил в Петрозаводске, на Кузбассе и в Оренбурге, а к 1963 году оказался в Минске. Артиста приметили в Белорусской филармонии. Устроившись в музыкальное учреждение, Мулявин проявлял интерес к народной музыке. Он изучал фольклорные направления в искусстве, и это было заметно по его творчеству. Музыкант собирал примеры традиционных композиций местного населения, создавал аранжировки, узнавал классические белорусские произведения.
В 1965 году парень отправился служить в армию под Минск. Артист участвовал в самодеятельности и стал создателем ансамбля Белорусского военного округа. Именно здесь он познакомился с единомышленниками, ставшими первым составом знаменитой группы «Песняры». Репетиции и выступления наполняли будни служащих. После дембеля молодые люди поддерживали связь. Мулявин продолжал работать как музыкант.
Владимир Мулявин и ансамбль «Песняры»
Ключевую роль в биографии сыграло знакомство с Нелли Богуславской, которая, случайно услышав голос артиста, уверила его в том, что стоит задуматься о сольной карьере. В 1968 году бывшие сослуживцы создали ВИА «Лявоны». Поначалу артисты выступали вместе с танцевальным коллективом «Лявошха», а затем обособились. К ансамблю присоединился брат Владимира.
В 1970 году группа сменила название на общеизвестное «Песняры». Многочисленные гастрольные туры придавали уверенности музыкантам, регулярно пополнявшим репертуар примерами местного фольклора. Группа объединила в своем творчестве порядка 150 песен.
Песня «Олеся» ансамбля «Песняры»
В 1970 году «Песняры» дебютировали в Москве на IV Всесоюзном конкурсе эстрадных артистов. Они выделялись среди участников мероприятия яркой одеждой, длинными волосами и густыми усами. Непривычный образ не сразу был принят организаторами, следовавшими трендам эпохи. Композиция «Ты мне весною приснилась» имела невероятный успех. «Песняры» быстро стали знаменитыми, а их песни стали учить наизусть.
В 1973 году на гастролях в Ялте от случайного падения погиб брат Владимира, а спустя некоторое время умерла сестра. Это совпало с пиком популярности группы в Советском Союзе. «Песняров» приглашали на телевидение, гастроли и крупные концертные площадки. Руководство партии стало использовать ансамбль в качестве показательного примера патриотического настроя. Коллективу разрешили гастроли за рубеж, что было феноменальной редкостью. Группа стала первой из числа эстрадных музыкантов, выступавших в США.
Владимир Мулявин на сцене
Мулявина отличало благодарное и уважительное отношение к слушателям и зрителям, педантичность и трепетное отношение к творческому процессу. За все время существования «Песняров» сменились порядка 50 участников. Ближе к 1990-му коллектив покинули музыканты, стоявшие у истоков его основания. Этот период оказался для Мулявина трудным. Сложности переживала вся страна. Группа практически не выступала, и денег ни на что не хватало.
Творческая копилка Мулявина пополнилась 10 полноценными концертными программами, песнями и рок-оперой, но исполняли артисты старые и любимые публикой хиты. Записать собственный альбом с композициями автор смог в 1994 году в Нидерландах. У коллектива не было собственной репетиционной базы. Музыканты играли на старых инструментах, собираясь в любых местах, которые могли найти.
Песня «Крик птицы» ансамбля «Песняры»
Из-за постоянных писем Мулявина с просьбой о поддержке его уволили с позиции художественного руководителя ансамбля, назначив Владимира Мисевича главой коллектива. Ситуацию изменило только решение Александра Лукашенко, но было поздно: группа распалась. Постепенно Владимир Мулявин собрал новый состав. К 30-летнему юбилею был дан концерт в «Олимпийском». За заслуги Мулявина наградили орденом Франциска Скорины.
Память[править | править код]
- В 2004 году в честь В. Мулявина переименован бульвар в центре Минска, носивший до этого имя А. Луначарского.
- В 2006 году на Восточном мемориальном кладбище Минска открыта надгробная скульптурная композиция В. Мулявину работы скульптора А. М. Кастрюкова и архитектора С. И. Федченко.
- В 2006 году в Екатеринбурге установлена мемориальная доска , где прошло детство музыканта. Авторами памятного знака стали скульптор П. Войницкий и архитектор В. Иванов.
- В 2007 году снят документальный фильм, посвящённый В. Мулявину.
- Отмечалось 65-летие со дня рождения В. Мулявина.
- В 2009 году выпущена почтовая марка Белоруссии, посвящённая В. Мулявину.
- 6 октября 2014 года в Екатеринбурге установлен памятник В. Мулявину.
- Имя В. Мулявина носят улицы в белорусских городах Смолевичи и Дзержинск.
- В Минске, на доме № 13 по улице Л. Беды, где жил музыкант, установлена мемориальная доска.
- 17 августа 2017 года в Минске установлен памятник музыканту. Памятник находится на бульваре имени артиста, за зданием Белорусской государственной филармонии, где музыкант работал около 40 лет.
Младший сын Владимира Мулявина
Младший сын легендарного музыканта сегодня работает арт-директором, устраивает яркие и запоминающиеся шоу. Валерий признаётся, что родители подарили ему счастливое детство. В школе мальчик углублённо изучал иностранные языки, посещал занятия по игре на фортепиано. Также ему нравилось играть на барабанах. Но Валерий решил не посвящать себя музыке и выбрал другую профессию.
Младший сын Владимира Георгиевича (слева)
Когда Владимир Георгиевич после аварии лежал в больнице, младший сын проводим много времени рядом с отцом, помогал ему, выводил на прогулки, рассказывал последние новости. По словам Валерия, накануне смерти Мулявина, он испытал тревожное чувство.
Валерий с матерью тяжело переживали смерть Владимира Георгиевича. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, они начали активно заниматься созданием музея, открытием памятников Мулявину, организацией концертов в память о великом музыканте.
Сын и вдова Мулявина
С сестрой по отцу – Мариной – Валерий поддерживает тёплые отношения, ведь они – одна семья. Потомки Владимира Георгиевича бережно хранят наследие легендарного отца. Вспоминают о нём с любовью и нежность. Видно, что Мулявин любил всех своих женщин и детей, просто кому-то смог подарить больше любви и внимания, а кому-то меньше.
«Вот наконец и вместе мы»
Когда отмечали двадцатипятилетие «Песняров», Володя Мулявин позвонил мне в Америку и пригласил на юбилей. И директор «Песняров» позвонил, и я уже взял билеты…
Но тут случайно Ольга купила голландский диск «Песняров». На этом диске песня «Александрина» — моя песня! — была исполнена другим человеком. Я очень обиделся. Ведь «Александрина» — это же классика! Конечно, когда меня нет, другой исполнитель может петь её в концертах… Но записывать!
Мы обиделись, и я не полетел.
Прошло несколько лет. Владимир Мулявин приехал в Америку к Анатолию Кашепарову, бывшему солисту «Песняров», тоже обосновавшемуся в Америке.
Толя жил во Флориде, а мы в Атланте. Володя всё-таки решил после Толи заехать ко мне. Мулявин тогда переживал не лучший период своей жизни — в коллективе начались раздоры, ансамбль разваливался…
Через некоторое время мы с Володей пригласили в Атланту Толю Кашепарова. Толя приехал, и мы втроём наметили проект возвращения: «Вот наконец и вместе мы». Но Толя Кашепаров из-за некоторых обстоятельств вернуться в Белоруссию не смог, а я поехал.
Приехал и попал сразу на «Золотой шлягер».
Я был уверен, что меня забыли. Но спел «Берёзовый сок» — и каково же было моё удивление, когда я запел, публика встала! Меня помнили и приветствовали! У меня — слёзы на глазах. Я допел, зашёл за кулисы и сказал себе: «Всё, больше никакой Америки у тебя не будет, твоя жизнь здесь».
Детство и юность
Родился белорусский музыкант Мулявин Владимир Георгиевич 12 января 1941 года в Свердловске (теперь Екатеринбург), Россия. Отец будущего певца Георгий Арсентьевич работал на строительстве простым разнорабочим, а мама Акулина Сергеевна была хорошей швеей.
Помимо маленького Владимира, в семье уже рос ещё один артист – Валерий Мулявин, старший брат. А через несколько лет мама родила мальчикам сестру Наталью. Так втроём маленькие Мулявины и провели своё детство в музыке: братья аккомпанировали, сестра пела. Вся семья у них была музыкальной: кто-то играл на домре, кто-то – на балалайке, а кто-то – на гитаре.
Владимир Мулявин в детстве
Отец Владимира, Валерия и Наташи покинул их семью, когда они были ещё маленькими. Воспитывать детей тогда осталась только мама. Акулина со всех сил старалась, чтобы её дети выросли порядочными, хорошими людьми. Она всё время работала или подрабатывала, а дети помогали, чем могли: Владимир, например, играл в переходах на гитаре, за что его многие вознаграждали продуктами, которые он с радостью нес домой.
Будучи ещё совсем маленьким, мальчик начал увлекаться музыкой. У Мулявина с раннего детства был прекрасный слух. Он самостоятельно начал развиваться, не зная, что его ждет всемирная слава.
12-летний трудолюбивый и открытый к чему-то новому Володя решил отправиться в Дом культуры им. Сталина, где его со временем научили играть сначала на балалайке, а потом ещё на гитаре. Там был детский сектор со струнным оркестром, руководитель которого и увидел талант маленького Владимира к музыке и начал его ещё больше развивать. На музыкальном кружке он проводил всё своё свободное время. А, приходя домой, парень демонстрировал свои новые навыки семье или просто выходил играть во двор.
Уже в 14 лет совсем юный Мулявин впервые вышел на большую сцену.
Образование Владимир получал в Свердловском музыкальном училище с 1956 года. Параллельно, совсем юный Мулявин также выступал с оркестром народных инструментов. Там ему удалось овладеть ещё одним музыкальным инструментом. Парень сумел освоить контрабас.
Также во время учёбы 15-летний Володя начал самостоятельно сочинять партитуры. А со временем, вовсе увлёкся запрещенным на тот момент джазом, вследствие чего стал основателем джазового коллектива в училище. Именно поэтому Володю с некоторыми студентами отчислили.
Владимир Мулявин в юности
Очень быстро будущему артисту все-таки разрешили восстановиться на обучение, Владимир вернулся, но совсем скоро бросил учебу, покинул музыкальное училище. С того момента Мулявин начала строить профессиональную музыкальную карьеру.
В молодости и начале карьеры
Музыка в жизни Владимира Мулявина
Уйдя из училища, Мулявин заинтересовался фольклорным направлением. Именно с этой музыкой будет связана вся дальнейшая творческая жизнь артиста. Мулявин брал национальные белорусские мелодии, создавал современные аранжировки, в итоге получались шедевры. Начинал предприимчивый музыкант фактически с нуля, не имел финансовой поддержки, но, благодаря таланту и упорству, стал всесоюзной знаменитостью.
С чего все начиналось
Из родного Свердловска молодой Владимир Мулявин отправился в Калининград. Он ехал в грузовом вагоне поезда, не имея четкого плана, но надеялся на удачу. Карьера артиста началась в конце 1950-х. Мулявин кочевал по всему Союзу. С 1958-го по 1963 год он работал музыкантом в Тюменском концертном бюро, в филармониях Томска, Читы, Кемерово. Некоторое время артист жил в Петрозаводске, в Оренбурге. Мытарства Мулявина завершились, когда в 1963 году его пригласили в Белорусскую государственную филармонию. Так музыкант остался в Беларуси.
С 1965-го по 1967 год Мулявин служил в военной части под Минском. Там организовал коллектив вокалистов, познакомился с ребятами, которые стали первым составом «Песняров».
После армии Мулявин продолжил работать в филармонии. Некоторое время играл на гитаре в коллективе Юрия Антонова.
Художественный ансамбль «Песняры»
Однажды Нелли Богуславская, восхищавшаяся музыкальными и вокальными способностями Мулявина, порекомендовала ему строить самостоятельную карьеру. Тот прислушался, в 1968 году организовал группу «Лявоны». Поначалу парни выступали вместе с хореографической группой «Лявошха», позже отделились от танцоров.
Название «Лявоны» участникам коллектива не нравилось, в 1970-ом они переименовались в «Песняров». Тогда же парни отправились в Москву, чтобы поучаствовать в 4-ом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Внешний вид музыкантов, стилизованный под внешность средневековой белорусской знати, с их пестрыми нарядами и длинными волосами, поначалу вызвал недоумение у публики. Но все изменилось после выступления: ансамбль «Песняры» стал знаменитым, их фольклорные композиции и песни советских композиторов стали хитами на все времена.
Ансамбль гастролировал по Союзу, выступал на каждом значимом концерте, участвовал в телевизионных передачах. «Песняры» оказались первым советским коллективом, которому разрешили выехать с гастролями в США.
Мулявин трепетно относился к слушателям, был пунктуальным и ответственным в рабочих вопросах. Коллектив ансамбля много раз менялся: одни музыканты уходили в самостоятельное плавание, им на смену приходили другие. За все время существования коллектива Мулявина в нем работало около 50 музыкантов.
Несмотря на славу и успех, «Песняры» не имели постоянной площадки для репетиций, играли на старых музыкальных инструментах. Владимир Мулявин многократно обращался к руководству страны за помощью. Видимо, настойчивые просьбы музыканта надоели чиновникам, потому что Мулявин лишился должности художественного руководителя. Его место занял Мисевич.
В 1990-е «Песнярам» пришлось так же нелегко, как всем артистам. Стране было не до концертов, финансовое положение коллектива стало катастрофическим. Многие музыканты ушли из ансамбля, эмигрировали за границу в поисках лучшей доли. Когда политическая ситуация стабилизировалась, белорусское руководство предложило «Песнярам» помощь. Но она оказалась бесполезной, ансамбль развалился.
Дискография
Ансамбль «Песняры» записал следующие альбомы:
- 1971 – «I»;
- 1974 – «II»;
- 1978 – «III» и «IV»;
- 1979 – «Гусляр»;
- 1983 – «Зачарованная моя»;
- 1985 – «Через всю войну».
Награды и заслуги артиста
Отдельно от коллектива «Песняры» Владимир Мулявин получил следующие звания и награды:
- 1973 – Заслуженный артист БССР;
- 1979 – Народный артист БССР;
- 1980 – Заслуженный деятель культуры Польши;
- 1991 – Народный артист СССР;
- 1994 – Орден Скорины.
Как музыкант и художественный руководитель «Песняров» Владимир Мулявин стал лауреатом:
- 4-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1970-ом;
- фестиваля в польской Сопоте в 1971-ом;
- Всесоюзного конкурса советской песни, Берлинского фестиваля молодежи и студентов, а также «Золотого льва» в 1973 году;
- «Золотого Орфея» в 1974-ом;
- каннской ярмарки «Midem» в 1975 году;
- 2-го Хельсинкского международного фестиваля политических песен в 1978 году;
- кубинского «Varadero» в 1983-ем;
- Аризонского фестиваля духовного единства в 1994-ом;
- нью-йоркского фестиваля «Millennium» в 2001 году.
За успешную концертную деятельность и формирование патриотизма у молодого поколения Мулявин получил в 1976 и 1977 годах Премию Ленинского комсомола.
Ранние годы и юность
Владимир стал вторым сыном в семье. Его брат Валерий родился в 1938-ом. Он тоже был известным музыкантом, но трагически скончался в 1973 году в Крыму во время гастрольного тура. Третьим ребенком в семье была девочка Наташа.
Брак родителей оказался непрочным. Отец ушел, и матери пришлось самостоятельно поднимать детей. Заработная плата на швейном предприятии была невысокой, и Акулина постоянно пропадала на подработках, а дети были предоставлены сами себе.
Владимир рос творчески одаренным ребенком. В 12 лет освоил игру на балалайке и гитаре. Учился он не в музыкальной школе, поскольку у семьи не было на это денег, а в городском Доме культуры. Причем мальчик быстро освоил азы музыкального мастерства, перешел с детской учебной программы на взрослую. В Доме культуры Владимир освоил не только нотную грамоту, но также вокальное мастерство и дирижирование. Посещать музыкальные занятия для юного Владимира было большим удовольствием. Мальчик выступал перед друзьями во дворе и дома перед родственниками.
Детство
Владимир родился на свет в городе Свердловске (сейчас Екатеринбург) двенадцатого января 1941 года.
До революции его дедушка с бабушкой являлись зажиточными сибирскими купцами с хорошим образованием и личными продуктовыми магазинами. Но советская власть предков раскулачила, и уже отец Владимира, Мулявин Георгий Арсеньевич, работал на строительстве завода «Уралмаш» простым разнорабочим. У него имелись хорошие музыкальные способности, Георгий хорошо играл на гитаре. Но он бросил семью, ушёл к иной женщине.
Мама, Акулина Сергеевна, поднимала на ноги сама 3-х детей, у Владимира ещё были брат Валерий и сестра Наташа. Проживали в тесном бараке. Мать работала в швейном цеху, её маленькой зарплаты не хватало, и, чтобы прокормить семью, она все время где-то подрабатывала. Дети почти не видели её дома, росли сами.
У Владимира музыкальный талант начал возникать ещё в раннем детстве, сказались отцовские гены. Да и сам Георгий Арсеньевич, еще до ухода из семьи, любил учить детей музыке. Когда маленький Володя сходил в театр на оперу «Травиата», долгое время ходил затем потрясённый и восхищённый увиденным представлением.
В 12 лет мальчик начал осваивать музыкальные инструменты, сам научился играть на балалайке и гитаре. Музыкальная школа была платная, а лишних денег в семье не имелось, поэтому Мулявин учился в детском секторе в Доме культуры Сталина со струнным оркестром.
Владимир Мулявин
Руководителем в кружке был бывший политический заключённый Навроцкий Александр Иванович, в своё время он закончил Институт культуры в Харькове и слыл очень талантливым педагогом. С детьми он учил ту же самую программу, которую учили в музыкальной школе, Навроцкий преподавал им пение, нотную грамоту, дирижирование. Педагог тут же оценил музыкальный талант Мулявина, лишь мальчик впервые сыграл ему на балалайке. Именно тут пропадал Володя после школьных уроков и до самого вечера
«Вторжение русского рока»
«Песняры» — это всегда невероятной силы голоса и пробивающие сердце песни. «Белоруссия», «Косил Ясь», «Беловежская пуща», «Олеся», «Вологда»… Хиты? Безусловно.
А сам Мулявин, объясняя успех созданной им группы, говорил, что ему важно было «не повторять ни одну группу, не петь шлягеры, а петь хорошие песни». В Минск Владимир Георгиевич переехал по совету жены в 1963 году
Тут он и увидел, какой невероятный потенциал есть у народных песен. В армии (1965-1967) он участвовал в создании ансамбля Белорусского военного округа. А в 1968-м создал группу «Лявоны», которая через несколько лет превратилась в «Песняров». Свежие западные ритмы в сочетании с глубинными народными мотивами, великолепные исполнители и сильная музыка — «Песняры» буквально ворвались в современную эстраду. Они участвовали в конкурсах в Польше, на Кубе и во Франции и везде получали прекрасную прессу. Сам Мулявин вспоминал, что тогда с ними готовы были работать сразу несколько лейблов в Европе. И именно «Песняров» пригласили на весьма редкие в 1970-х для советских групп гастроли по США. Белорусские певцы выступали с большим успехом, хоть и получали за свое заокеанское турне весьма скромные деньги от советских чиновников. «“Песняры” — это настоящее вторжение русского рока в западный», — писали тогда американские газеты
В Минск Владимир Георгиевич переехал по совету жены в 1963 году. Тут он и увидел, какой невероятный потенциал есть у народных песен. В армии (1965-1967) он участвовал в создании ансамбля Белорусского военного округа. А в 1968-м создал группу «Лявоны», которая через несколько лет превратилась в «Песняров». Свежие западные ритмы в сочетании с глубинными народными мотивами, великолепные исполнители и сильная музыка — «Песняры» буквально ворвались в современную эстраду. Они участвовали в конкурсах в Польше, на Кубе и во Франции и везде получали прекрасную прессу. Сам Мулявин вспоминал, что тогда с ними готовы были работать сразу несколько лейблов в Европе. И именно «Песняров» пригласили на весьма редкие в 1970-х для советских групп гастроли по США. Белорусские певцы выступали с большим успехом, хоть и получали за свое заокеанское турне весьма скромные деньги от советских чиновников. «“Песняры” — это настоящее вторжение русского рока в западный», — писали тогда американские газеты.
Выдающийся Песняр
Неистощимую энергию лидера отметили на студии «Wisseloord» в Голландии, где «Песняры» в 1994 году записывали компакт-диск из 15 песен. Композитор и пианист Олег Молчан вспоминал, что на студии «Песняров» называли не иначе, как «эти … русские» (потому что из «бывшего» СССР), т. к. для записи было отведено всего четыре дня! Песня О. Молчана «Молитва» на стихи Янки Купалы стала визитной карточкой «Песняров» последних лет. Владимир Мулявин пел ее в костюме, напоминающем, и кольчугу воина, и власяницу святого. Сам Владимир Георгиевич, отвечая на вопрос «кого считать настоящими «песнярами», называл Леонида Тышко, Валерия Яшкина, Валерия Мулявина, Леонида Борткевича, Алек-сандра Демешко, Владимира Ткаченко, Игоря Паливоду, Анатолия Кашепарова, Валентина Бадьярова, Владимира Николаева, Олега Молчана, Виктора Молчанова, Юрия Денисова.
Владимиру Мулявину дарили свою любовь, находки и открытия художники и поэты, космонавты и дипломаты, — все слушатели на концерте с первых мгновений были очарованы его музыкой. А некоторые даже признаются, что свои самые романтические поступки, и не только в молодости, совершали под впечатлением от поэтических строк из песен Мулявина. Не случайно, многое из написанного Владимиром Георгиевичем посвящено любви человеческой, любви к питающей нас земле, любви, проникнутой страданием и юмором, высоким пафосом и любованием. Любовь — загадка и источник жизни, и за то, что Песняр своим творчеством приблизил к ее пониманию и утолил жаждущих, благодарные поклонники его таланта бережно хранят память о нем. И сейчас не покидают ощущения живительной силы от его песен и горечь безвременной утраты.
Благодаря своему многогранному таланту В. Г. Мулявин состоялся как музыкант, певец, композитор. Какие бы произведения не создавал он, они всегда были вызваны поиском формы и содержания, созвучных времени
Чутко улавливая вибрации жизни, Владимир Мулявин писал песни, которые сразу привлекали внимание, вызывали эмоции и мысли, не оставляя никого равнодушным. Это стало для его аудитории правилом при оценке работы
В 1963 г. уроженец Урала из Свердловска приехал в Минск, и как оказалось, навсегда. Владимир Мулявин благодарил Беларусь за то, что она тепло приняла и стала для него второй Родиной. Мы благодарны ему за творчество, посвященное Беларуси.
По распоряжению Президента Беларуси А. Г. Лукашенко в 2003 г. правительством были проведены меры по увековечению памяти народного артиста СССР и Беларуси В. Г. Мулявина.
Народные и заслуженные
В 1979 году ансамбль «Песняры» справлял своё десятилетие. Концерты проходили во Дворце спорта перед самым Новым годом. К тому времени уже были поданы документы на присвоение звания заслуженного артиста БССР на Мисевича, Тышко и Борткевича, а также на присвоение звания народного артиста Владимиру Мулявину.
Статья по теме
Ольга Корбут: как советское «чудо с косичками» вошло в историю США
Все концерты прошли с аншлагом, оставался последний концерт. Ребята собрались в оркестровке на репетицию, к ним зашла Ольга Корбут (прославленная гимнастка, жена Леонида Борткевича). Разговор зашёл о документах, поданных на звание.
— Ну, если сегодня Пётр Миронович не придёт на концерт, наверное, никто наши документы рассматривать не будет, — сказал Мулявин.
— А вы пригласили его на концерт? — спросила Ольга.
— Ну как это так, — сказал Мулявин, — президента ведь не приглашают. Я не знаю, как это сделать…
— Всех приглашают, — Ольга тут же сняла трубку и набрала номер приёмной Машерова.
Владимир Мулявин. Фото: Кадр youtube.com
Её соединили с Самим. Тот по-отечески поинтересовался:
— Что, Оля?
— Тут вот вокруг меня сидят «Песняры», — невозмутимо сказала Ольга, — у них сегодня последний концерт.
— Так они же меня не пригласили.
— Вот, они вас и приглашают.
Во время концерта за кулисы несколько раз заходил министр культуры.
— Ой, Пётр Миронович доволен, очень доволен.
А в конце концерта Машеров прослезился и сказал: «Всех наградить званием». И звания получили все, даже Демешко. Как потом шутили — единственный заслуженный барабанщик Советского Союза.
Фильмография[править | править код]
Роли
- 1973 — Горя бояться — счастья не видать — музыкант
- 1973 — Эта весёлая планета — солист ВИА (исполнение песни «Наши любимые»)
- 1974 — Ясь и Янина — Адам, зоотехник
- 1979 — В песне жизнь моя… Александра Пахмутова (короткометражный) — музыкант ВИА «Песняры»
Вокал
- 1971 — Мировой парень — песня «Берёзовый сок»
- 1972 — Улица без конца — солист в песне «Улицы без конца»
- 1976 — Воскресная ночь — песня «В минуты музыки печальной»
- 1981 — Раскиданное гнездо — песни на стихи Я. Купалы
- 1987 — Комедиант — песни на музыку Д.Явтуховича Дмитрий Андреевич Явтухович
Композитор
- 1974 — Ясь и Янина (совм. с Э. Ханком)
- 1977 — Диск (документальный) (совм. с др.)
- 1983 — А также цирк (документальный) (совм. с др.)
- 1987 — Комедиант (фильм-спектакль) (совм. с Д,Явтуховичем)
Участие в фильмах
- 1977 — Диск (документальный) — художественный руководитель
- 1980 — Двадцать минут с «Песнярами» (документальный)
- 1982 — Гусляр (документальный) — Гусляр
- 1983 — А также цирк (документальный) — музыкант ВИА «Песняры»
Архивные кадры
- — Владимир Мулявин (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- — Прощание Владимир Мулявин ( из документальной передачи ТВЦ Прощание)